Слова и приветствия

Проповедь митрополита Псковского Тихона в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, всех святых, в земле Русской просиявших.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Первые недели по Пятидесятнице мы молитвенно прославляем святых. Первая Неделя называется Неделей Всех святых, нынешняя Неделя – Всех святых, в земле Русской просиявших, и всех святых, на Афоне подвизавшихся. А в следующее Воскресенье будет память всех Псковских святых, а еще через неделю – Псково-Печерских святых.

Смотрите, насколько внимательно Церковь призывает нас относиться к подвигу святости! Есть важнейшие причины стольких праздников святых сразу после Пятидесятницы – торжества сошествия Святаго Духа на Церковь Божию.

Святые – это плод Святого Духа, плод Церкви, родившейся в день святой Пятидесятницы. «Якоже плод красный Твоего спасительнаго сеяния, земля Российская приносит Ти, Господи, вся святыя, в той просиявшия» – поем мы в тропаре всех святых, просиявших в Русской земле. Плод сеяния… Господь сеет, а земля должна отдать. Каменистая она, заросшая сорняком или плодоносящая? Наша Русская земля бывает разной. И мы знаем это. Но всегда находятся такие места, где несмотря ни на что возрастают святые.

Святость… А какое отношение она имеет к каждому из нас? Самое прямое. Все мы призваны не к чему иному, как к святости. «Будьте святы, яко Аз свят есмь» - говорит Господь (1 Пет. 1:16). И это Божий призыв к каждому из нас. К тем, кто принял веру во Христа, как главное в своей жизни. Кто всем существом своим ощутил в себе бессмертную душу. Кто с благоговейным страхом и надеждой восчувствовал присутствие Божией в этом мире. Кто склонился перед Богом, как пред своим Творцом, Промыслителем и Спасителем.

Все мы, стоящие здесь, призваны к святости. Бог ведет нас именно к этой цели. А что мы знаем о ней? Насколько нам известно, что такое святость? Мы смотрим на иконы в храме. Вот преподобный Серафим, стоящий на камне тысячу дней и тысячу ночей–может быть именно в этом святость? Вот блаженные, Христа ради юродивые. Такая жизнь – святость?

На иконе справа мы видим святого Александра Невского, святость которого совершенно особая. Ему было доверено в управление Русское государство, и он сохранил в нем святое православие, соединяющее человека с Богом. Так что же такое святость?

Мы желаем друг другу спасения. Говорим: «Спаси Господи!» Но это ведь означает ни что иное, как «Стань святым!», «Желаю тебе стать святым!». Спасение это и есть путь человека к святости. Христианин либо идет по этому пути, или отвращается от него. Убоимся пренебрежения этой главной цели нашей жизни – святости! Тогда наша жизнь будет пустой. Ответственно подойдем к пониманию того, к чему призывает нас Господь и от чего зависит наша вечная участь.

«Я никогда не знал вас; отойдите от Меня» - так говорит Бог на Страшном Суде людям, не достигшим святости, (Мф.7:23). Конечно, мы все понимаем свое недостоинство, слабости, немощи, но это не освобождает нас от поставленной Богом цели. Итак, зная это великое призвание, будем узнавать о том, к чему Бог призывает нас.

Само слово «святой» или «святость» в разных языках имеет с одной стороны общее, а с другой стороны очень разное значение. Важно присмотреться к этому, потому что язык – это богодухновенный дар народам, которые осмысляли высшие задачи, которые поручил им Господь.

Слово святость в древнееврейском языке, на котором говорил Сам Спаситель, это слово «кодеш» – то, что отделено для Бога, посвящено Богу. Вот мы сегодня слышали священное Писание, Евангелие. Господь призывает своих учеников: Петра, Андрея, Иакова Зеведеева, Иоанна… Что Он делает? Люди, простые рыбаки, живут своей жизнью, со своими родителями, в своих домах… И чтобы привести этих первых своих учеников в Царствие Небесное и сделать их самих проводниками в Царствие Небесное, Господь сразу отделяет их от мира: «Оставьте все и следуйте за Мной» (Мф. 19:21). И они оставили Зеведея, сети и рыбарство свое и последовали за Ним.

Так же и мы призваны оставить этот мир, отделиться от него. Отделиться мудро, потому что Господь не призывает нас бросить своих ближних в беде или в немощи, нет. Но духовно мы должны выйти из мира сего, иначе мы никогда не войдем в Царство Небесное.

С рассуждением, с молитвой, с советами духовных отцов мы должны совершать этот путь отречения и отделения от мира. И монахи, и миряне. Не отделившись от этого мира, лежащего во зле, мира, князь которого диавол, мы будем обречены на то, чтобы навсегда остаться с этим погибающим миром. Мы должны выйти от него. И не принудить, а своим примером, кротостью, смирением, любовью и правдой увлечь и наших ближних на путь спасения.

Мы только что говорили о том, что мир сей оскверняет, пачкает душу, бессмертную душу человека. И вот в греческом языке слово «агиос» (ἅγιος) означает святой. А в буквальном переводе на русский язык это слово «чистый». К чистоте призвал своих учеников Господь. Не потому, что мы презираем этот мир, нет. Ученик Христов любит людей и скорбит о них. Скорбит и о самом себе в этом мире также скорбим, потому что, видит свою нечистоту. Православный человек не может жить, вольно или невольно очерняя свою душу и не очищая ее покаянием. Наше естественное стремление к чистоте, потому что только «чистые сердцем Бога узрят» (Мф. 5:8).

Наконец, тоже древний, латинский язык – слово «сакер» (sacer). Это слово буквально означает то, к чему нельзя прикасаться. Но по латыни оно означает еще и проклятое. Все-таки латинские люди совсем другие чем восточные: чем мы, славяне, чем греки. Представляете, как интересно: у них это вместе – и святое, и проклятое. Вот сознание западных людей. Оно совсем другое. Удивительно, насколько они порой бывают иными, насколько своеобразна ментальность западного человека. Там есть другое слово, «санктус», которое обозначает только «святой», но и оно восходит к тому первому слову «сакер», о котором я только что сказал.

Наконец, наше русское слово «святость» и «святой». Мы, подобно латинянам не обозначаем одним словом святого и отвергнутого, проклятого. Нам такого просто в голову никогда не придет. Славянское слово «святость» и «святой» восходят к древней основе со значением «цветущий, сияющий, светлый». «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех» (Мф. 5:16). Свет добрых дел должен исходить от каждого ученика Христова.

Если Господь дает нам возможность совершить что-то правильное, доброе, то это происходит не ради нашей славы, а чтобы прославился истинный Источник всякого добра – Отец наш Небесный. Когда же в нашей душе вдруг возникают мысли тщеславия, то мы должны помнить, что тщеславие - «тщетная слава», разрушительно и в конце концов убийственно направленная на нас самих. Это не путь к святости, это путь диавольский. Всякое наше тщеславие требует немедленного покаяния, если мы хотим быть со Христом.

Итак, великие святые мужи и жены, которых мы прославляем сегодня, наши сродники по плоти, во-первых, были отделены от мира сего прелюбодейного и грешного и всем сердцем стремились к такому отделению. Во-вторых они всю жизнь стремились к чистоте сердца и когда достигали этой цели – духом своим видели Бога и общались с Ним. И в-третьих, их дела, совершенные ради Бога, были светом для мира.

Мы на каждой Литургии поем: «блаженны нищие духом… блаженны плачущие...». Что значит «блаженны»? Это не «счастливы». Не «хорошо себя чувствуют». Не, тем более, избави Бог, это не означает то, что людям «комфортно» - отвратительное слово, которое сегодня так часто употребляют. «Блаженны» - означает лишь то, что люди соединены с Богом! И больше ничего.

Только в этом смысл слова «блаженство», и ни в чем ином. Соединение с Богом – вот к чему призывают нас эти Евангельские слова, вот смысл святости, вот цель человеческой жизни.

Итак, отделенность от мира, чистота и, наконец, добрые дела, творимые не в свою славу, а во славу Божию – вот триединый путь, который приводит нас к Богу-Любви.

Есть еще одно духовное делание, которое необходимо, чтобы и достичь, и сохранить святость. Все святые Божии даже и близко не помышляли о своей святости! Многие из вас помнят наших старцев. И недавно отошедшего ко Господу отца Адриана (Кирсанова), и отца Иоанна (Крестьянкина). Отцу Иоанну время от времени восторженные почитатели говорили: «Батюшка, Вы – старец, Вы – святой!» От чего батюшка совершенно искренне приходил в ужас: «Что вы, что вы, замолчите! Что вы такое говорите? Я в лучшем случае опытный старичок».

Истинные святые совершали путь своей жизни во смирении, без которого никогда и никто не достигнет и не сохранит святости.

Возблагодарим Господа за то, что Он дал нам стольких святых в нашей земле просиявших! Обратимся к ним с молитвой, чтобы они направили нас по пройденному ими пути! Чтобы каждый из нас нашел в себе силы и мужество от сего пути не уклоняться ни под каким натиском и не под каким предлогом. Аминь.