Интервью

прот. Андрей Вахрушев: "Пасха есть приглашение нас домой, в Отечество"

23 апреля весь Православный мир встречает Светлое Христово Воскресение.

Уже две тысячи лет идет проповедь этого главного и совершенного события вселенной - Воскресения Христова, спасения рода человеческого от проклятия смерти. И много великих Святителей и богословов размышляют об этом Событии, и у каждого православного есть это право, но как бы мы не говорили, рассказывая о Пасхе, все сказать невозможно - здесь всегда есть Тайна.

На наши "Пасхальные вопросы" отвечает проректор Духовного училища священник Андрей Вахрушев:

Отец Андрей, как можно определить место Пасхи среди торжеств нашей Церкви?

Торжества, проходящие в нашей Церкви различны, и все имеют свою степень. В Типиконе, если посмотреть, на полях стоят "знаки праздника": есть службы очень спокойные, малые, при зажженных лампадах и не отличающиеся большой торжественностью. Есть славословные, есть, когда священство выходит на полиелей, есть всенощное бдение, есть великие не Двунадесятые праздники как Покров Пресвятой Богородицы, и есть Великие Двунадесятые праздники, когда Церковь торжествует.

Так вот Пасха не стоит ни в каком из этих рядов, она выделена особняком, и называется Торжество из Торжеств, Праздник из Праздников. Это основной, торжественный день в нашей церковной жизни, потому что событие Воскресения Христова является основополагающим в христианском вероучении. Апостол Павел в послании к Коринфянам говорит, что если Христос не воскрес, то тщетна проповедь наша, тщетна и вера ваша. Если не было Воскресения, то все - ложь.

Праздник Воскресения Христова дает нам осмысление всего: это победа добра над злом, победа безсмертия над той смертью, которую мы видели, был и опыт дохристианского периода. Это великое торжество, и если его отменить, подвергнуть сомнению или не верить в этот факт, то действительно надо отменять все, все рушится, все Евангелие, чудеса Христовы, Его учение, потому что чудо Воскресения Христова затмевает собой все остальное, что было до этого.

И не случайно в первые века христианства, когда велась острая полемика, которая продолжается, собственно, сейчас, первое, что делалось - предпринимались попытки поставить под сомнение факт Воскресения Христова. Здесь многое придумывали: Христос не умер на кресте, был в обмороке, потом очнулся и покинул пещеру, об украдении учениками Его Тела и т.п. А между тем в Евангелие от Луки мы находим сведения, рассказывающие, как Господь в воскресение вечером шествовал с учениками Лукой и Клеопой в Эммаус, который стоит в 60 стадиях от Иерусалима. В Священном Писании описано около десяти явлений воскресшего Господа, но попытки опровержения факта Воскресения Господа продолжаются до сих пор, правда, ни к чему не привели, и христианский мир твердо верит, что эта победа на Голгофе была одержана. Владыка Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов), ныне канонизированный, говорит, что нам, последователям Христа, остается не столько теперь сражаться с врагами, сколько преследовать их, пораженных, и собирать плоды победы, и раз побежденный, враг уже бежит. Владыка говорит, что с момента Воскресения на Голгофе нам даровано абсолютно все: вера в крест, как щит в руках воина, пост и молитва, как крылья, способные устремить к небу даже нашу немощную плоть, дан нам и дух благодати - дух крепости и силы.

Что произошло на Голгофе?

Тогда на Голгофе раз и навсегда в голову был поражен змий. Ад принял видимое, но не вместил святости и разрушился. Жилище сатаны, крепость ада была повержена, врата адовы разрушены. Ад думал, что вмещает вместимого, но не вместил, не мог удержать, и был разрушен на веки вечные, вкусив смерть сам для себя, а думал, что принимает смерть очередного праведника. Нам после победы Господа над смертью остается только быть верными Кресту. Нет наибольшего счастья, чем быть христианином, нет столько жизни, как в Евангельском повествовании, которое все зиждется на факте Воскресения Христова.

Мы часто слышим во вратах Церкви слово "спасение", и привыкли к нему, не понимая смысла. Что же такое спасение, отец Андрей, от чего спасение?

Мы по сей день встаем у гроба наших близких умерших людей и я, как священник, стою чаще других, передо мной проходит много смертей и судеб человеческих. И мы начинаем Чин православного отпевания словами: Благословен Бог наш. Человек, между тем, лежит во гробе, смерть царствует, безмолвие, тление, ужас родственников, а мы говорим: Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков! Нужно понять, что смерть бывает разная, разлука разная. С момента Пасхи мы называем смерть успением, и Святитель Иоанн Златоуст говорит: "Сегодня Господь сокрушил врата ада и само лицо смерти истребил.

Но что я говорю, лицо смерти? Даже само имя смерти изменил: она теперь называется уже не смертью, но успокоением и сном". Действительно, от чего Господь нас спас и что такое смерть до Христа? Оторвавшись от Бога, человечество стало умирать не только телом, но стало уходить навсегда от общения с Ним. Умерев без Него, люди оставались мертвыми, а межу тем распростерта дорога к Богу, и стоит ли бояться или откладывать восхождение на небо, только потому, что лествица эта в виде Креста? Для того Господь и воскрес, чтобы засвидетельствовать, что Его учение для нашего спасения совершенно истинно.

Воскресение Господа для нас есть зов на Вечерю, Пасха есть приглашение нас домой, в Отечество. Мы спасены и у нас по смерти есть жизнь. Если не существовало бы факта Воскресения, если бы не было нового примирения человека с Богом, мы бы не могли шествовать к Богу по своей смерти. И это значило бы вечную разлуку, разлуку безпредельную.

После Его Воскресения мы разлучаемся на некоторое время, и к нашим православным умершим мы относимся, как если бы наш близкий человек отходил в страну далече, в ту страну, в которую мы непременно пойдем. Нет на земле большей истины, как то, что мы каждый умрем, обязательно умрем. И эта дорога по смерти предписана для каждого, но вот будем ли вместе с Богом - это зависит от нас. Спасение - это возможность быть вместе вечно, возможность не разлучаться никогда.

С Богом?

И с Богом, и друг с другом. Без существования Бога теряется смысл человеческой жизни и возникает множество вопросов, на которые просто нет разумных ответов. У христианина все встает на свои места с момента этого спасения. Смерть мы называем успением, болезни, несчастья - мы знаем, к чему готовимся. Скорби разбивают черствость нашего сердца, делают нас способными к принятию истины. Радость дается - радуемся. Христианская вера - вера радости, вера жизни утверждающая. Вне этого спасения был бы полный мрак.

Мы не признаемся в боязни смерти самим себе, наш страх от безверия, значит, мы не верим во спасение?

Владыка Кинешемский в своем толковании Евангелия от Марка приводит отрывок одного писателя, вольно размышляющего на тему: если бы не было спасения. Некий лежит во гробе и размышляет о себе: безмолвная тишина, крот роет над моим гробом свою туннель, червь вползает в мою мозговую ткань, а я жил, я трудился, я изучал десять иностранных языков, общался со многими людьми, в голове у себя собирал целую сокровищницу энциклопедических знаний, а вот червь влез в левую ноздрю и начал понемножку поедать мой мозг, и вот сейчас он доберется до тех участков, где были скоплены самые святые знания в моей жизни. И вот - все разлагается и разъедается. Каков смысл моего существования? Зачем я жил, любил, прощал? Все это вместе с моими знаниями поедает червь, и скоро от этого ничего не останется. У православного человека таких вопросов нет.

Там, где останавливается знание, там у нас есть вера, и эта вера шествует твердой поступью далеко за грани познаваемого. Но как можно понять этот страшный момент переживания Богооставленности у Иисуса Христа на кресте, когда он вопиял: Боже, Боже, почему Ты Меня оставил?

Спаситель наш - основоположник и ходатай нашего спасения. Он, прежде, чем помочь нам, все Сам прошел, прошел различные искушения, и был искушаем. А искушения у нас делятся на две категории: первая - искушения удовольствиями, и вторая категория - искушение скорбями. То и другое для человека очень существенно в жизни. Искушения удовольствиями Он ниспроверг в начале своего общественного служения, а вот искушения скорбями Он ниспроверг здесь, в Страстную седмицу.

В ночь с четверга на пятницу в Гефсимании Господь просит: "Да минует Меня чаша сия". Он понимает, что грядет: безсмертный Бог должен умирать телом. И самое страшное впереди - Голгофа. Голгофский крест был явлен всему миру, и Господь на кресте умирал при огромном стечении свидетелей, но Гефсиманская молитва была без свидетелей: Апостолы уснули, и Ангел Небесный укреплял Его до окончания этой молитвы. Он должен был это пройти, чтобы указать нам, что нас в жизни ждут тесноты, падения, скорби, искушения.

Он все прошел и дошел даже до порога Богооставленности. Иоанн Златоуст в своем творении выражает такую мысль: быть близко или далеко от Бога зависит от человека, потому что Бог - везде. На земле есть одно зло - грех, и человек, совершая грех, беззаконие, отдаляет себя от Бога. Там, на Голгофе. На восклицание Спасителя: "Боже, Боже Мой, вскую Мя еси оставил!" - ответа не было. Господь, по замечанию Святого Киприана, для того вопросил Отца, чтобы мы вопросили самих себя и познали свои грехи. Для чего оставлен Господь? Чтобы нам не быть оставленными Богом. Но полный смысл этой молитвы Господа есть и должен быть для нас - Тайной.

Народ на Пасху особенно любит Крестный ход, что он символизирует, отец Андрей?

Все Богослужения в Церкви глубоко символичны, и Крестный ход также. И чтобы понять само это действо, надо вспомнить историю Евангельского отрывка, когда Жены -мироносицы рано поутру, не имея возможности ничего предпринять в Великую Субботу, оставаясь в безмолвии, отдавая должное Ветхому закону, утром рано, взяв ароматы, спешат помазать Иисуса. Они идут к Его Гробу и рассуждают между собой даже не о страже и не о пещере, а о том тяжелом камне, которым завален Гроб, беспокоятся: кто отвалит камень?

И видят, что камень отвален какой - то силой: во Гробе сидит белый сияющий юноша и говорит: "нет зде, но восста Христос!" И эта весть "восста Христос" приводит в трепет и ужас и мироносиц, и учеников, и весь христианский мир по сей день в трепете воспринимает это известие Воскресения. Шествие рано поутру Жен - мироносиц в поисках запечатанного Гроба мы повторяем в Крестном Пасхальном ходе в поисках этого тяжелого камня. Мы идем с молитвой вокруг храма, двери храма закрыты, и мы, придя к "гробу запечатанному", начинаем творить Пасхальную заутреню, которая начинается с Пасхального приветствия: "Христос Воскресе из мертвых!" И далее мы, как Апостолы и Жены - мироносицы несем этот призыв во вселенную.

Как строится Пасхальное Богослужение далее?

В Пасхальную службу все песнопения посвящены главной теме праздника: "Христос воскресе из мертвых смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав". Этим праздничным тропарем начинается Пасхальная утреня после Крестного хода и проходит всю Литургию - это Тропарь Пасхи. Исполняется мирная ектенья, а затем начинается Пасхальный канон, творение Преподобного Иоанна Дамаскина. Это излюбленнейшее молитвословие христиан, и многие его знают наизусть, где Святой певец призывает нас всех праздновать день Воскресения: "Да празднует весь мир, видимый и невидимый. Все исполнено ныне света, а потому вся тварь да торжествует возстание Христово, которым она удерживается". Есть огласительное слово Святителя Иоанна Златоустого, после слова исполняется тропарь, отвлеченный от текста Святой Пасхи, не на воскрешение Господа, а Святителю Иоанну Златоустому. Затем идут стихиры Святой Пасхи:
"Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем. Рцем, братие, и ненавидящим нас, простим вся воскресением, и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав".

Праздник Воскресения - это и праздник прощения друг друга, если мы прощены Богом, если нам даровано спасение, то мы обязаны примириться друг с другом. После Пасхальных стихир заканчивается торжественная Пасхальная утреня, исполняются Пасхальные часы, и начинается торжественная Пасхальная Литургия.

Отец Андрей, можно ли сказать просто: Воскресение Господа и есть наше спасение?

Да. Его Жертвой, Его Воскресением мы спасены. "Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются Ангели. Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе".

Отец проректор пожелал всем: "Вместе с сердечными поздравлениями с Праздником Святой Пасхи молитвенно желаю вам познать такое сокровище - Христианство, и важно поучиться дорожить им как должно. Многие спасение обещают, но только Один дает.

С креста, восшед на него добровольно, не говорят неправды, из гроба не возстают для лжи. Будем верить в нашей жизни Воскресшему, как Он был и есть верен нам!

Христос Воскресе! Воистину Воскресе!"