Проповеди и приветствия

​Проректор псковского Духовного училища священник Андрей Вахрушев о воскресном чтении Евангелия 17 декабря:

«Обычно это Евангелие читается на молебне, в котором мы приносим благодарение Богу. Из этого евангельского рассказа о десяти прокаженных можно вынести много мысленных направлений: кто такие прокаженные, почему их изгоняли из общества и так далее, но все-таки золотой нитью Евангелия проходит мысль о благодарности Богу. Среди десятерых прокаженных было девять иудеев, и только один - язычник, самарянин. Когда Господь очистил всех от проказы, то можно было ожидать от иудеев, облагодетельствованных Богом, горячей благодарности после такого исцеления от позорной и страшной болезни.

Они должны были возгореться благодарностью ко Господу, что и само по себе заложено в сущности человека, и не надо даже быть книжником, чтобы быть благодарным. Между тем, в Евангелии мы читаем: «Один же из них, видя, что исцелел, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его, и это был самарянин» (Лк. XYII. 15-16). Никто из них не поблагодарил Господа, только язычник вернулся с благодарностью.

Мы замечаем, что и в наше время благодарности остается все меньше и меньше. Мы дожили до такого состояния, когда перестали считать все то, что видим перед своими глазами, чудом Божиим. Все стало для нас нормой, будто все само собой происходит, все само собой движется, и мы за это никому ничего не должны. Дух неблагодарности страшен. Неблагодарное сердце человеческое страшно не только потому, что оно не откликается на доброе дело, но оно и в других аспектах жизни поведет себя извращенным образом. Один из мудрецов говорил, что не носит земля ничего более страшного на себе, чем сердце неблагодарного человека.

Но попробуем разобраться пристальнее, что, собственно, наше на земле? Сама земля - сотворена; небо, деревья, птицы, реки, океан - все сотворено - это не наша собственность, нам данная в безвозмездное пользование, и за это должно благодарить Бога. А сам человек, состав человека? Тело - есть брение, земля, творение. Душа - дыхание Божие. Значит, сами мы люди тоже творение, и мы сами себе - не наша собственность. Обладаем ли в жизни какими-то благами, берем ли в пользование деревья, металл, нефть и т.п. - все это тоже творение Божие, все наше внутреннее и внешнее - тоже Его. Если пристально посмотришь вокруг, понимаешь, что нет ничего в этом мире, что не благословлено Богом.

Однажды в храм пришла женщина в глубоко нетрезвом состоянии и стала плакать о том, что у нее отняли детей, лишили ее родительских прав. История такова, что она бомжей с вокзала водила к себе, и ее маленькие дети среди этого жили. Женщину предупреждали не раз, но она делала все на протяжении нескольких лет, чтобы ее лишили родительских прав. И когда ее, наконец, лишили детей, она пришла в храм с огромной жалобой и сказала батюшке, что и он виноват, ничего для нее не сделал. Неужели не было у этой женщины внутри себя мерила совести и разума, если она целенаправленно долгие годы все делала к тому, чтобы совершить предательство своих детей? Разве она не знала, к чему приведет ее безобразная жизнь?

Или мы думаем, что другие должны нас взять под руки и понести? А ведь эта женщина была облагодетельствована Господом: и здоровье у нее было, и муж был, и дети Богом посланы. Но все благословенное, данное, ею было попрано. И в этом виноваты, по ее мнению, Церковь и Бог, что ее не образумили. Но не было такого случая, чтобы мы не отказали ей в хлебе или пищи, когда она приходила в храм.

Владыка Антоний Сурожский в одной из проповедей рассказывает историю, как однажды ему пришлось выслушать человека на исповеди, который вместо покаяния изливал жалобы на Бога. И Владыка сказал, что не может прочитать разрешительную молитву, потому что человек не каялся, а винил Бога в том, как он живет. Владыка сказал этому человеку: «Вы должны простить Бога, и тогда я прочитаю разрешительную молитву». Подумайте, человек не прощает Бога за ту жизнь, которую сам себе создал. В нем совершенно отсутствует благодарность, а отсюда рождается многое: обиды, претензии, богоотступничество.

Поэтому Евангельское чтение об исцелении десяти прокаженных, настраивает нас присмотреться к самим себе, посмотреть пристальнее на свою жизнь и понять, что мы облагодетельствованы Богом со всех сторон, что мы не имеем здесь никакой своей собственности, и должны благодарить за все Бога. Начало этой благодарности переменит наше сердце, направит его к добрым делам. Подлинная любовь подвигает делать доброе не за что-то, а просто потому, что есть любовь. Наши отношения сейчас дошли до уровня «дашь за дашь».

И человек здесь превзошел животных: достаточно поверхностного взгляда, чтобы увидеть, как питаемое животное относится к своему хозяину, как ласково оно и как благодарно. Человеку стоит иногда поучиться у животного мира, потому что мы опустились уже ниже этого уровня: «ты - мне, а я - тебе» - у нас идет вечный торг. Этот торг распространяется на поприще человека и Бога: ты дай мне, Господи, это, а я тебе - это, а причина всего - в отсутствии любви, в этом кроется все. Будем понуждать себя в делании добра, взгревая в себе чувства благодарности, и мы получим добрые изменения во всем человеке. Человек, хоть раз сделавший доброе дело, на собственной практике знает, какой мир в душе получает, какое особое сердечное успокоение».