Проповеди и приветствия

Доклад иерея Романа Ледина в актовый день Псковского Духовного училища на тему: "Преподобный Сергий Радонежский - игумен Земли Русской"

Имя праведника во веки живет в памяти и сердцах последующих поколений. Ибо Господь прославляет избранников Своих! А еще потому, что дело, сделанное таким человеком, по своему значению далеко выходит за пределы своего века, своим благотворным действием глубоко затрагивает жизнь дальнейших поколений. Такие люди становятся для потомков не просто великими людьми, а вечными их спутниками и путеводителями! Все христиане благоговейно призывают их дорогие имена в своих молитвах в помощь себе, чтобы благодарно почтить их память, и стараются исполнять то, что завещали они. Таково имя преподобного Сергия, 700 – летие со дня рождения которого в этом году торжественно празднует вся полнота Православной Церкви!

Важно вспомнить время, когда подвизался преподобный. Это начало 14 века, время когда умирали последние старики, увидевшие свет около времени татарского нашествия на Русь, когда уже трудно было найти людей, которые бы помнили этот разгром. Но все же во всех русских сердцах еще до боли живо было впечатление ужаса, произведенного этим всенародным бедствием и постоянно продолжающимися местными нашествиями татар. Это было одно из тех бедствий, которые приносят не только материальное, но и нравственное разорение, надолго повергая народ в мертвенное оцепенение. Люди беспомощно опускали руки, умы теряли бодрость и безнадежно отдавались отчаянию, не находя и не ища никакого выхода. Что еще хуже, ужасом отцов, переживших бурю, заражались дети. Мать пугала непослушного ребенка лихим татарином; услышав это злое слово, взрослые растерянно бросались бежать, сами не зная куда.

Мы все читали и перечитывали страницы древнего жития, повествующие о том, как особым знамением отметил Господь избранника Своего еще до рождения! Во время Божественной литургии младенец будучи еще во чреве матери своей троекратным возглашением прославил Пресвятую Троицу и родители решили посвятить его Богу!

Варфоломей, так звали святого в миру, родился 3 мая 1314 года в селе Варницы под Ростовом в семье бояр Кирилла и Марии. Отрок рос кротким и сосредоточенным, и видно было по всему, что на нем почивает благодать Божия. Когда в семь лет, родители отдали его учиться грамоте, она не давалась ему, пока не встретил он однажды незнакомого старца-инока, который помолился о нем, благословил его и дал ему частицу святой просфоры «в знамение благодати Божией и разумения книжного». И с этого времени с отроком произошла чудная перемена: грамота стала даваться ему легко, вскоре он опередил в учении братьев своих. В то же время отрок видимо для всех рос духовно: любил богослужения, не пропускал ни одной службы церковной, строго постился и соблюдал домашнее молитвенное правило. Так еще до принятия иноческого образа виден был в нем совершенный инок.

И в Радонеже, куда родители Варфоломея переселились в 1328 году, продолжал будущий святой свои подвиги; вскоре он стал просить мать и отца отпустить его в монастырь. Но это свое желание Варфоломей смог осуществить лишь на 21-м году жизни, когда родители его, приняв иночество, окончили земную жизнь.

Похоронив их в Хотькове, передав все наследство братьям, он совершенно

оставил мир. Для подвигов пустынножительства Варфоломей со старшим братом своим Стефаном избрали возвышенную местность в десяти верстах от Хотькова, именуемую Маковец. Здесь они поставили убогую келью и малую церковь во имя Святой Троицы (1335), на освящение которой получили благословение митрополита Феогноста. Стефан, не выдержав трудностей жизни в пустыне, вскоре ушел в Москву, в "Богоявленский монастырь, и Варфоломей остался жить в полном уединении среди густого леса, Иноческий постриг его был совершен старцем игуменом Митрофаном, который изредка посещал пустынножителя и служил для него Божественную литургию в его церкви. Тяжела была жизнь преподобного Сергия в пустыне, многотруден был его отшельнический подвиг. Бесы нередко принимали видимый образ страшных зверей и устремлялись на Сергия. И только незримая помощь Божия по его усердным молитвам давала ему избавление.

«Не может град укрытися верху горы стоя» (Мф. 5, 14). Не могли укрыться подвиги преподобного Сергия, и далеко разнеслось благоухание его святой жизни. К нему стали притекать и собираться под кров его люди, жаждущие понести благое иго Христово, и постепенно образовалось около него братство.

Пришельцы стали строить себе хижины около кельи преподобного и начали у него учиться пустынным подвигам. Сергий с нелицемерным смирением служил собравшимся к нему братиям, был для них поваром, пекарем, мельником, дровоколом, портным, плотником, каким угодно трудником служил всем, как раб купленный, по выражению жития, ни на один час не складывая рук для отдыха.

В 1354 году святой был рукоположен святителем Афанасием в сан иерея и, став настоятелем обители, преподобный продолжал так же служить братиям как и прежде, почитая себя последним в обители. Он принимая искавших у него пострижения, не спускал глаз с каждого новичка, возводя его по ступеням иноческого жития. Указывал дело всякому по силам, ночью дозором ходил мимо келий, легким стуком в дверь или окно напоминал празднословившим, что у монаха есть лучшие способы проводить досужее время, а поутру осторожными намеками, не обличая прямо, не заставляя краснеть, “тихой и кроткой речью” вызывал в них раскаяние без досады. Читая эти рассказы, видишь пред собою практическую школу благонравия, в которой сверх религиозно-иноческого воспитания главными житейскими науками были: уменье отдавать всего себя на общее дело, навык к усиленному труду и привычка к строгому порядку во всём.

Так воспиталось дружное братство, производившее, по современным свидетельствам, глубокое назидательное впечатление на мирян. Мир пытливым взглядом смотрел на чин жизни в монастыре преподобного Сергия, и то, что он видел, быт и обстановка пустынного братства поучали его самым простым правилам, которыми крепко людское христианское общежитие. В монастыре все было бедно и скудно, или, как выразился разочарованно один мужичок, пришедший в обитель преподобного Сергия повидать прославленного величественного игумена, “все худостно, все нищетно, все сиротинско”; в самой ограде монастыря первобытный лес шумел над кельями и осенью обсыпал их кровли палыми листьями и иглами; вокруг церкви торчали свежие пни; в деревянной церковке за недостатком свеч пахло лучиной; в обиходе братии столько же недостатков, сколько заплат на сермяжной ряске игумена; чего ни хватись, всего нет, по выражению жизнеописателя; случалось, вся братия по целым дням сидела чуть не без куска хлеба. Но все дружны между собой и приветливы к пришельцам, во всем следы порядка и размышления, каждый делает свое дело, каждый работает с молитвой и все молятся после работы; во всех ощущался скрытый огонь, который без искр и вспышек обнаруживался живительной теплотой, обдававшей всякого, кто вступал в эту атмосферу труда, мысли и молитвы.

Мирно протекала жизнь в пустынной обители Сергиевой, умножалось число братии. Однажды преподобный увидел пред собою множество прекрасных необычных птиц и услышал голос: «Так умножится стадо учеников Твоих, и после тебя не оскудеют они». Были и другие чудесные явления милости Божией преподобному и его обители. Однажды случилось оскудение пищи в монастыре. Преподобный помолился, и чудесно явилось неизвестно откуда несколько подвод с хлебами. Когда в обители не стало воды, преподобный, разделяя скорбь братии, преклонил колена и, увидев в овраге немного дождевой воды, помолился, осенив крестным знамением это место, и тут же из-под земли хлынул обильный источник чистой ключевой воды. С той поры многолюдная обитель Сергиева не имела недостатка в воде.

Когда преподобный Сергий совершал литургию, достойные видели около него стоящего ангела, а также Божественный Огонь, вошедший в святой потир. По молитвам святого воскрес умерший отрок. Но величайшим утешением для преподобного и как бы увенчанием его многоболезненных многолетних подвигов явилось благодатное посещение его Самой Царицей Небесной. Матерь Божия с апостолами Петром и Иоанном явилась святому игумену во время его ночной молитвы и сказала ему знаменательные слова: «Не бойся, избранниче Мой, Я пришла посетить тебя, услышана молитва твоя об учениках твоих и об обители твоей. Я неотступна буду от места сего и всегда буду покрывать его...».

Глубоко почитали преподобного Сергия не только ближние чада его, братия обители и богомольцы, приходившие слышать слово его и получить от него исцеление и утешение в телесных и душевных недугах, но и современные ему святители, князья Русской земли и бояре. По просьбе великого князя московского Дмитрия Ивановича Донского, как рассказывает летописец, “старец чудный” отговорил “суровейшего” князя Олега Ивановича рязанского, от войны с Москвой, умилив его тихими и кроткими речами и благоуветливыми глаголами.

Не только миротворчеством и смирением своим прославился преподобный. Перед решительной битвой с татарским ханом Мамаем великий князь Димитрий в смятении чувств посетил святого игумена и вопрошал: «Противостать ли мне лютому врагу? » И преподобный Сергий воодушевил князя верой и молитвой и дал ему в подкрепление иноков Александра Пересвета и Андрея Ослябю. И Господь по молитвам преподобного Сергия даровал победу русскому воинству в сражении сил света и тьмы на поле Куликовом 8 сентября 1380 года.

Здесь хочется сделать интересное дополнение, позволяющее нам по-новому взглянуть на победу святого преподобного Александра Пересвета. Епископ Митрофан Баданин повествует в своей книге, что один из монахов Троице-Сергиевой лавры во времена своей юности, как и многие тогда, был увлечен восточными духовными традициями и боевыми искусствами. Когда началась перестройка, он с друзьями решил поехать в Тибет, дабы поступить в какой-нибудь буддийский монастырь. Их встретили крайне сухо и неприязненно. Та­кое отношение продолжалось до тех пор, пока тибетцы не узнали, что перед ними русские. Они стали переговариваться между собой, и в разговоре прозвучало слово «Пересвет». Стали выяснять, и оказалось, что имя этого русского монаха записано в особой памятной книге. Победа Пересвета занесена туда как событие, которое выпало из привычного хода вещей. Оказыва­ется, Челубей был не просто опытным воином и богатырем - это был тибетский монах, прошедший подготовку не только в системе боевых искусств Тибета, но и освоивший древнейшую практику боевой магии – «Бон-по». В результате человек превраща­ется в единое с демоном существо. Пла­той за такую услугу является бессмертная душа человека. Считалось, что такой монах-воин практически непобедим. Количество таких, из­бранных бесами, воинов-ти­бетцев всегда было крайне невелико, они считались осо­бым явлением в духовной практике Тибета. Поэтому-то Челубей и был выставлен на единоборство с Пересветом - чтобы еще до начала сражения духовно сло­мить русских.

Преподобный Александр на схватку вышел без доспехов – в схимническом обла­чении и с копьем в руке. Поэтому он и сам получил тяжелую рану от Челубея. Но «бессмертного» он убил. Это вызвало полное замешательство татарского войска: на их глазах произошло то, чего в принципе не может быть.

И по сей день служители духов тьмы, мастера восточных единоборств, хранят память о том, что есть некие «русские», Бога которых не возможно одолеть.

За полгода до своей кончины преподобный Сергий призвал братию, передал управление обителью ученику своему преподобному Никону, а сам принял на себя подвиг безмолвия. 25 сентября 1392 года, приобщившись святых Тайн Христовых, преподобный отошел чистой своей душой ко Господу. Спустя 30 лет были обретены нетленные мощи преподобного Сергия, являющиеся и до сего дня источником благодатных исцелений душевных и телесных.

Пятьдесят лет делал свое тихое дело преподобный Сергий в Радонежской пустыне; все это время приходившие к нему тысячи людей вместе с водой из его источника черпали в его пустыне утешение и ободрение, помощь и исцеление душе и телу, и, возвращаясь домой, делились ими с другими. Помимо помощи простым людям хочется отметить огромное значение жизни и подвигов преподобного Сергия для всей Земли Русской и Церкви православной!

Народ, привыкший дрожать при одном имени татарина, собрался наконец с духом, встал на поработителей и не только нашел в себе мужество встать, но и укрепляемый молитвами и благословением преподобного, сокрушил тех, которых прежде боялся.

Сам преподобный Сергий, помимо Троицкого, основал еще 4 монастыря: Благовещенский на Киржаче, Богоявленский в Голутвине около Коломны, Высоцкий монастырь в Серпухове и Георгиевский на Клязьме. Ближайших его учеников и «собеседников» было 21 человек. Вместе с близкими последователями той же традиции, а так же монахами родственных по духу, возможно никогда не соприкасавшихся тесно с преп. Сергием, но живших в русле его монашеской традиции — около 70 человек, которые основали около 150 новых монастырей и налаживая монашескую жизнь, в прямом смысле слова преображали человеческую жизнь вокруг себя. Чаще всего новые обители основывались в честь Живоначальной Троицы или посвящались Пресвятой Богородице. В дальнейшем из этих монастырей выйдут многие иерархи Русской Православной Церкви, которые своим пастырским служением будут подавать пример верующим в различные периоды истории Русского государства.

Именно иноки пускались в поисках желаемого уединения все дальше от обжитых мест в незаселенные и мало просвещенные христианством земли. И, устраивая монастыри, ученики преподобного Сергия становились миссионерами, поскольку обители превращались в духовно-просветительские центры для местного населения, селившегося вокруг нее, а так же способствовали притоку русских людей из центральных районов, обживали территорию, способствуя этим укреплению Русской государственности. Великая Россия создавалась дружными усилиями монаха и крестьянина, воспитанных духом, какой вдохнул в русское общество преподобный Сергий.

Навсегда Лавра преподобного Сергия останется духовным Центром Руси и Центром духовного образования! Первое Высшее духовное заведение было образовано в Троице-Сергиевой Лавре и вот уже более 300 лет готовит священнослужителей. Около половины архиереев Русской Православной Церкви являются выпускниками Московской Духовной Академии (133из 324, данные 2014г.).

Выпускник Московских Духовных Семинарии, Академии и Аспирантуры, насельник Лавры Великого Сергия, наш Владыка, митрополит Евсевий, именно по образу Московской Духовной Семинарии 20 лет тому назад в 1994 году, основал наше Духовное Училище, которое в свою очередь подготовило многих достойных пастырей и церковнослужителей Церкви Христовой! Также хочется отметить, что и в уставных Богослужебных вопросах Владыка постоянно советует брать пример с Троице-Сергиевой Лавры.

В заключение хотелось бы отметить, что искать идеал русского человека следует искать именно в святости. Лишь свобода духа, свобода, даруемая в творческом акте нравственной перемены, способна уничтожить вечный страх перед смертью. Воскресение души начинается уже здесь, но оно требует кропотливой работы. Поэтому, мы можем сказать, что истинным творцом является аскет, посвятивший свою жизнь духовному подвигу созидания нового человека в себе, а через себя преображающий и мир. Именно монастыри, своеобразные лаборатории духа, способствовали приобщению мира к бесценным плодам аскетического творчества, создавая и фиксируя смыслы в русской культуре, передаваемые традицией из поколения в поколение. И хотя человеческая культура сама по себе является сферой душевного творчества, но подлинная Культура всегда питается Духом Святым, черпая свои силы в таинствах Святой Православной Церкви.