Проповеди и приветствия

​Значение святой горы Афон для русской культуры и духовных школ.

В этом году вся полнота Русского православия широко празднует юбилей 1000-летия Русского монашества на святой горе Афон. Такое внимание к празднованию свидетельствует не только о любви нашего народа к Афону, но и об осознанном глубоком понимании значения для всей исторической Святой Руси существования в Уделе Пресвятой Богородицы своей собственной Русской обители.

Наш Русский монастырь на Афоне — это связующее звено Святой Руси и самой святой горы Афон. Если из Иерусалима народы наши приняли веру, из Константинополя — иерархию, то со Святой Горы Афон, без сомнения, приняли православную духовность. Благодаря связи с Афоном мы приобщились к святоотеческому опыту спасения. Именно поэтому справедливым будет сказать, что празднуя этот юбилей, мы почитаем истоки нашей духовности.

Первым, кто принес опыт святогорского благочестия на Русскую Землю был преп. Антоний Печерский. Он не был в буквальном смысле отцом Русского монашества, потому что монастыри были широко распространены и до него. Но он стал первым, кто приобщил Русских монахов к многовековой практике Афонского иночества, основанной на опыте подвижников древних Лавр Египта, Синая, Сирии и Палестины, которые в VII веке переселились на Афон, спасаясь от исламского нашествия. Благодаря этому переселению святогорцы приобщились к наследию великих и древних центров монашества непосредственно, а не через книги.

Ту же самую миссию несколько веков спустя исполнил и преп. Антоний, принеся со Святой Афонской Горы на Русь традицию иноческого делания, являющуюся цельным опытом как подвижников Афона, так и других великих духовных центров. Поэтому важнейшей чертой афонского подвижничества является особое внимание к старчеству и послушанию — главных условиях правильного, законного и благодатного подвижничества.

Традиция Печерской обители на многие века стала сердцем и душой духовной, общественной и государственной жизни нашей Руси. Именно по ее образцу формировалась духовная жизнь не одних только русских монастырей, но и епархий в целом, поскольку из числа ее насельников избирались ставленники на епископские кафедры в первые века православия на Руси.

Издревле монастыри были не только центрами духовного возрастания и подвижничества во Христе Иисусе, Господе нашем, но также центрами культуры и просвещения, хранителями традиций и уникального опыта, который стяжали многие поколения христиан. Не будет преувеличением отметить, что без этого уникального опыта была бы немыслимой сама миссия Святой Матери-Церкви в той полноте и силе, в которой она явлена миру.

История связей Афона с нашей Русской Православной Церковью исключительно богата и поучительна. Раннее появление русских иноков на Святой Горе свидетельствует о стремлении наших соотечественников приобщиться к монашескому деланию в уделе Царицы Небесной. Первоначально они подвизались в посвященном Богородице скиту Ксилургу. По мнению историков, именно оттуда пришло на Русь сугубое почитание праздника Успения Божией Матери, что выразилось, в том числе, и в возведении многих величественных соборов в честь этого события. Впоследствии число русских монахов возросло. В 1169 году они получили в свое распоряжение также и монастырь великомученика Пантелеимона, где и пребывают до сего дня.

Одновременно развивалось русское паломничество на Афон. Само по себе являясь проявлением немалого мужества в условиях непрекращающихся войн и усобиц, оно способствовало тому, что на Русь попадали не только афонские предания, но и многочисленная житийная литература, творения святых отцов и церковные уставы. Примечательной чертой русско-афонских связей было также и то, что святогорские постриженники отправлялись на Русь, привлекаемые подвигами наших подвижников. Так, одним из учеников преподобного Сергия стал грек – преподобный Сергий Нуромский, впоследствии подвизавшийся в вологодских лесах. Имели хождение на Афоне и произведения русской церковной письменности. Известно, что там получило распространение «Слово о законе и благодати» святителя Илариона Киевского.
Важной духовной нитью, связывающей Россию с Афоном, стало принесение в 1648 и 1656 годах списков чудотворной Иверской иконы Божией Матери, один из которых пребывает ныне в Новодевичьем монастыре. Этот образ не только стал символом престольного града Москвы, но и распространился по всему нашему Отечеству, будучи сугубо почитаемым православным народом.

Значима роль Афона в развитии церковной книжности на Руси. Со Святой Горы прибыл к нам преподобный Максим Грек, внесший большой вклад и в исправление книг, и в богословские дискуссии своего времени. В 1654 году по благословению Святейшего Патриарха Никона Афон посетил архидиакон Арсений Суханов, привезший оттуда в Россию почти пятьсот древних богословских и церковно-исторических рукописей, которые использовались в деле исправления церковных книг.
Трагические события в истории Византии, чья государственность прекратилась в 1453 году, сказались и на Афоне. Это были и притеснения со стороны униатов, и нападения каталанских разбойников, и, наконец, установление турецкого владычества. В этих условиях Русская Православная Церковь и Русское государство оказывали Афону и духовную, и материальную поддержку. В обращении к Московскому князю святогорцы именовали его своим «кормителем и ктитором». Нескончаемым потоком шла в монастыри русская денежная помощь. Некоторые обители имели подворья в Москве для сбора средств.

Приходя в Россию, афонские монахи приносили с собой в дар древние рукописи, фактически спасая их от гибели в условиях разрушавшихся от ветхости монастырских книгохранилищ. Примером может служить глаголическое Евангелие, подаренное насельниками болгарского монастыря Зограф императору Александру II. В результате в нашем Отечестве сформировалось богатейшее собрание памятников церковной письменности, которое впоследствии пополняли посещавшие Святую Гору многие выдающиеся российские ученые.

В XVIII веке в условиях длительных русско-турецких войн монастыри Афона пришли в упадок и запустение, касалось это в том числе и Пантелеимоновой обители. После долгого периода нестроений, она начала возрождаться только в середине XIX века при иеросхимонахе Иерониме (Соломенцеве) и архимандрите Макарии (Сушкине). Эти духоносные старцы способствовали небывалому расцвету русского монашества на Святой Горе и укреплению его связей с Отечеством. Немалую роль сыграла в этом деятельная помощь русских людей на Родине, стремившихся поддержать иноков-соотечественников своими пожертвованиями.

В начале ХХ века на Афоне помимо Пантелеимонова монастыря, имевшего 1800 насельников, было еще более семидесяти русских обителей. Многие из них, хотя и назывались скитами, фактически являлись полноценными монастырями. Это, прежде всего, относится к Андреевскому и Ильинскому скитам. Многочисленные афонские подворья в России, широкомасштабная книгоиздательская деятельность представительства Пантелеимонова монастыря в Москве способствовали тому, что Россия и Афон пребывали в единении веры, молитвы и благочестия.

Благословение святой горы Афон коснулось и нашего Псковского Духовного училища, созданного, утвержденного и окормляемого нашим дорогим Владыкой Митрополитом, воспитанником великой Троице-Сергиевой Лавры. Преп. Сергий стал Великим Аввою, Игуменом Земли Русской, каким он был, есть и остается и по сей день, каким знает и почитает его вот уже 700 лет вся Святая Русь только тогда, когда выполнил послушание Вселенскому Патриарху Филофею, выдающемуся иерарху Константинопольской Церкви, подвижнику Святой Горы, посоветовавшему ему ввести в своем монастыре общежитие по образцу Святогорских обителей. Поэтому и Псковское Духовное училище через нашего Владыку Митрополита несет на себе благословение Святой Афонской Горы. И мы благодарны Вам, Ваше Высокопреосвященство, за Ваш постоянный личный пример и призыв во всякое время прилежать святой молитве, чтению Слова Божия и творений святых отцов, что связано с традицией подвижников святой горы Афон. Пусть Покров Пресвятой Богородицы, благословение Святой Афонской Горы, молитвы преподобных Русских святогорцев пребывают над каждым из нас, над всею полнотою нашего русского народа, сохраняя нас в братском единодушии, единомыслии и Христовой любви.